Система защиты от паводковых вод

На 8 часов утра 21 апреля вода остановилась на отметке 5 метров 76 сантиметров. В Чумаково зафиксирован подъем уровня на 7 сантиметров и составил 10 метров 22 сантиметров. В деревне Крещенка Убинского района Омь достигла уровня в 10 метров 36 сантиметров. Специалисты зарегистрировали подъем реки на 6 сантиметров.
Сегодня работают все гидротехнические сооружения, призванные защитить город Куйбышев от затопления. По инициативе Виктора Функа с 2003 года, ведётся системная работа по строительству ГТС, их ремонту и обслуживанию. Был построен малининский паводкоперехватывающий канал, оборудованный шлюзом - регулятором двойного действия. Русло реки Омь в районах мостовых переходов доведено до проектного сечения. Для ускорения отвода паводковых вод построено три водосбросных канала (спрямление русла) в районе улицы 1-го Декабря, в районе села Абрамово, в районе бывшего села Барабушка. На автодороге Куйбышев-Марково построено два шлюза-регулятора, главное назначение которых состоит в том, чтобы отвести паводковые воды из реки Омь в полупроточное озеро Сарбалык. В селе Абрамово построена водозащитная дамба, произведены ремонты дорог-дамб Чумаково-Ушково и Куйбышев-Малинино.
В 2013 году завершены работы по инженерной защите города от затоплений и подтоплений в соответствии с проектом «Капитальный ремонт комплекса гидротехнических сооружений г. Куйбышева и Куйбышевского района Новосибирской области». Этим проектом предусматривалась реконструкция 14,6 километра водозащитных дамб в черте города. Высота дамб после капитального ремонта составляет 7 метров и более, ширина дамбы по гребню 4,5 метра с покрытием грунто-щебень. Участки дамб наиболее подверженные разрушению укреплены геоматом. Для сброса талых вод с территории города в теле дамбы построено более 40 водосбросных устройств, оборудованных колодцами и задвижками.
Город Куйбышев и Куйбышевский район зависят не только от состояния реки в период половодья, но и технического состояния ранее созданных ирригационных сооружений. Это Патрушевский магистральный канал, построенный в 1899 году с целью осушения осваиваемых территорий в бассейне реки Омь. Протяженность канала составляет 40 километров. При проектировании и строительстве канала специалистами генерала Жилинского И.И. было предусмотрено, что пик паводка на канале будет проходить на 12-15 дней ранее пика на реке Омь.
Но в связи с тем, что на канале в последние десятилетия было построено несколько дополнительных мостовых переходов (трубопереездов) без учета пропускной способности канала, а также заиливание и зарастание кустарником русла канала, пик паводка на канале практически совпадает с пиком паводка на р.Омь, что в значительной степени затрудняет пропуск паводковых вод в период весеннего половодья.
В целях разгрузки реки Омь от весеннего половодья в настоящее время завершаются работы по реконструкции Патрушевского канала с разбивкой всей трассы канала на участки с заменой мостовых переходов и трубопереездов на шлюзы-регуляторы, что позволяет в период пика паводка на реке сдерживать паводковые воды сбрасываемые каналом, аккумулируя их в нескольких водоемах. В последующем провести сброс накопившейся воды в р. Омь через шлюзы-регуляторы.